Школьная служба медиации

«Утверждаю»

Директор МАОУ Благовещенской СОШ

___________ Коврижных Н.М.

 

Положение о Школьной службе медиации

  1. Общие положения
  • Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).
  • Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации является:
  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • «Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.»
  1. Цели и задачи службы примирения
  • Целью службы примирения является:
  • распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
  • помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе  принципов восстановительной медиации;
  • снижение количества административного реагирования на правонарушения.
  • Задачами службы примирения являются:
  • проведение примирительных мероприятий (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
  • обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
  • информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
  1. Принципы деятельности службы примирения

3.1.       Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

  • Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
  • Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
  • Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
  1. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы медиации могут входить школьники 9-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

  • Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
  • Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
  • Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
  • Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
  1. Порядок работы службы медиации

5.1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

  • Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
  • Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
  • В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
  • Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
  • В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
  • В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
  • Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
  • В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
  • При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации школы.
  • Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
  • При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
  • Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
  • Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
  • Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию  (а по указанным в пунктах 5.3  и 5.4  категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
  1. Организация деятельности службы примирения
  • Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы — такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
  • Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
  • Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
  • Администрация школы содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики.
  • В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.
  • Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы медиации в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
  • Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
  • В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
  • Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
  1. Заключительные положения
  • Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
  • Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.