Список лучших отечественных фильмов, рекомендованных для просмотра детьми школьного возраста
№ п/п |
Название фильма, режиссер, год производства, хронометраж |
Краткое содержание |
|||
Рекомендовано для учащихся 1- 5 классов |
|||||
1. | «Внимание, черепаха!» – Р. Быков , 1969,
86 мин. |
Ответственный за живой уголок первоклассник Вова попал в больницу и тем самым положил начало диким экспериментам одноклассников над трудно уязвимой черепахой. Но, в конце концов, нашлись порядочные люди, которые не допустили гибели безобидной черепашки… | |||
2. | «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» –
Э. Климов, 1964, 71 мин. ч/б
|
Пионер Костя Иночкин, будучи в пионерском лагере, переплыл реку и оказался на запретной для посещений территории, за что и был изгнан его начальником товарищем Дыниным. Не желая доводить бабушку до инфаркта своим досрочным прибытием, мальчик тайно возвращается в лагерь, где пионеры так же тайно содержат его и предпринимают все меры, чтобы не состоялся родительский день. Ведь именно в этот день Костина бабушка приедет в лагерь…
Комментарии: В этом фильме детский лагерь предстает эдаким микро-союзом, маленькой моделью советского общества шестидесятых. Фильм актуален и по сегодняшний день. Эта комедия и смешная, и в то же время поучительная. В одном лагере сосуществуют две реальности. В одной (реальность взрослых) Костя Иночкин покинул лагерь в наказание за нарушение дисциплинарного режима. В другой (реальность детей) Костя живет под сценой, ребята делятся с ним своим обедом и помогают ему, чем могут. Детский закон взаимовыручки нерушим. За друга не жалко и пострадать от крапивных укусов, и никому даже в голову не приходит выдать его директору. Дружба, детство, гордость, верность… Эти качества пропагандируются фильмом. Фильм позволит не только познакомить школьников с 60-ми годами страны, но и напомнить о ценностях, которые необходимы во все времена и важны для всех людей. В фильме очень много солнечных дней, детского смеха, он черно – белый, но насыщен яркими эмоциями! |
|||
3. | «Золушка» – Н. Кошеверова,М. Шапиро, 1947, 84 мин. |
Основа сюжета — старинный сказочный мотив о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах. Разумеется, Шварцем переработанный и оживленный до уровня комедии, в которой есть и просто юмор, и злая сатира. | |||
4. | «Королевство кривых зеркал» – А. Роу, 1963, 75 мин. | Однажды школьница Оля взглянула в самое обычное зеркало, которое висело дома в прихожей, и неожиданно отправилась путешествовать в волшебную зазеркальную страну вместе со своим отражением — озорной девочкой Яло. Вдвоем им удается вызволить из тюрьмы мальчика Гурда и разрушить злые чары кривых зеркал… | |||
5. | «Марья-искусница» –
А. Роу, 1959, 74 мин. |
Закончилась у солдата служба, спешит солдат домой. Но по пути в родные места довелось ему сделать еще одно доброе дело: помочь мальчику Иванушке вызволить из плена матушку свою — Марью-Искусницу. Уж как ни старался могущественный и хитрый царь Водокрут со всей своей придворной нечистью, так и не смог побороть солдатскую смекалку и доброе сердце… | |||
6. | «Морозко» –
А. Роу, 1964, 84 мин. |
Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляла ее работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес. В этих же краях жил паренек Иван. Он полюбил Настеньку, да вот только был он большим хвастуном, потому лесной колдун и превратил его в медведя. И Настеньке, и Ивану пришлось пройти через много испытаний, прежде чем соединить свои судьбы. И помог им в этом добрый волшебник — дедушка Морозко… | |||
7. | «Новый Гулливер» –
А. Птушко, 1935, 75 мин. |
Школьника Петю в пионерском лагере «Артек» премировали книгой о путешествиях Гулливера. Зачитавшись, мальчик засыпает и видит себя на месте «великана», попавшего в страну лилипутов. | |||
8. | «Чук и Гек» –
И. Лукинский, 1953, 48 мин. |
Трогательная история о том, как юные москвичи — семилетний Чук и шестилетний Гек — поехали с мамой к папе, который находился в далекой геологической экспедиции. О том, как они боролись с жестокой зимой и всевозможными трудностями, потому что их не встретил отправившийся на выполнение срочного задания папа, но послал телеграмму, которую дети выбросили в окошко и не дали прочитать маме… |
|||
9. | «Сказка о царе Салтане» –
А. Птушко, 1966, 87 мин. |
Три девицы под окном пряли поздно вечерком… А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец… | |||
10. | «Частное пионерское» – А. Карпиловский, 2013, 80 мин. | Мишка и его верный друг Димка — школьники. Они готовятся к празднованию дня рождения пионерской организации. На рыбалке Мишка падает в реку, но его спасает бездомная собака, с которой ребята очень подружились… Неожиданно собака попадает к скорняку, и только помощь друзей может избавить её от неминуемой гибели. Перед Мишкой и Димкой встает непростой выбор — участие в пионерском празднике или спасение собаки. Долг, дружба, любовь… Что важнее? | |||
11. | «Сказка о потерянном времени» –
А. Птушко, 1964, 85 мин. |
Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс — до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад… | |||
12. | «Друг мой, Колька» – А. Митта, 1961,
83мин. |
Ученики обычной средней школы организуют «тайное общество» под девизом «Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам!» Новый пионервожатый поддерживает ребят, и вскоре ему удается сделать школьную жизнь детей по-настоящему увлекательной. | |||
Рекомендовано для учащихся 6 — 8 классов |
|||||
1. | «А зори здесь тихие» –
С. Ростоцкий, 1972, 116 мин. |
В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле — но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг… | |||
2. | «Последний дюйм» –
Т. Вульфович, 1958, 88 мин. |
Пожилой летчик Бен Энсли, нуждающийся в средствах, соглашается для телевидения сделать опасные подводные съемки. Вместе с 12-летним сыном Дэви он летит на легком спортивном самолете в Акулью бухту. В результате несчастного случая Бен не может управлять самолетом, помощи ждать неоткуда, и только Дэви может их спасти. | |||
3. | «В бой идут одни «старики» – Л. Быков, 1973, 87 мин. | Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали. Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам… |
|||
4. | «Веселые ребята» –
Г. Александров, 1934, 94 мин. |
Музыкальная комедия о похождениях жизнерадостного пастуха-музыканта Кости Потехина, которого приняли за модного заграничного гастролера. В одесском мюзик-холле простодушный Костя произвел сенсацию и стал дирижером джаз-оркестра. Его оркестр готовится к выступлению на сцене Большого театра, а вместо репетиций играет на похоронах… | |||
5. | «Белый Бим Черное ухо» – С. Ростоцкий, 1976, 183 мин. | Трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к «братьям меньшим», которое как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других — благородство, способность сострадать и любить… | |||
6. | «Гагарин. Первый
в космосе» – П. Пархоменко, 2013, 108 мин. |
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением… | |||
7. | «Старая, старая сказка» – Н. Кошеверова, 1968,
90 мин. |
Главный герой фильма — сказочник, живущий в бедном и сером мире. Он сочиняет сказку, в которой сам в образе храброго солдата находит огниво и ему помогает добрый волшебник. Солдат полюбил избалованную, капризную принцессу, загадывающую, как и полагается принцессе, загадки многочисленным женихам. Ее отец, король, очень хочет видеть мужем солдата, так как думает, что у того очень много золота.В сказке все кончается очень хорошо, а вот в жизни у сказочника все складывается плохо. |
|||
8. | «Руслан и Людмила»
(2 серии) – А. Птушко, 1972, 149 мин. |
Доблестный Руслан, отправившийся на поиски похищенной невесты, одолевает коварство, обман, злое колдовство — и, в конце концов, в жестоком бою побеждает Черномора… | |||
9. | «Легенда № 17» –
Н. Лебедев, 2012, 134 мин.
|
2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР-Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Теперь весь мир знал его просто по номеру «17». Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта — упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея. | |||
10. | «Неуловимые мстители» –
Э. Кеосаян, 1966, 74 мин. |
Бывший гимназист Валерка, веселый отчаянный Яшка-цыган, оставшиеся сиротами Данька и его сестренка Ксанка дали клятву внедриться в отряд к атаману Бурнашу и отомстить ему и его банде за смерть отца Даньки. Под видом сына старого друга атамана Данька проникает в отряд Бурнаша. Однако бандиты сумели узнать об этом. Даньку ждет казнь, но друзья на то и друзья, чтобы не бросить своего товарища в беде. | |||
11. | «Новые приключения неуловимых» –
Э. Кеосаян, 1968, 82 мин. |
Крым накануне полного освобождения от белогвардейцев. Возвращаясь из дозора, четверка отважных «неуловимых» подбивает аэроплан. В полевой сумке взятого в плен летчика они обнаруживают секретное донесение, где говорится о существовании оборонительных укреплений вокруг приморского города, который красным еще предстоит взять. Юные герои получают задание добыть карту укреплений и едут в город… | |||
12. | «Пацаны» –
Д. Асанова, 1983, 90 мин. |
Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана… Актеры экстракласса — Валерий Приемыхов и тринадцатилетний Андрей Зыков — и ведущая тема фильмов Динары Асановой: непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого — весь мир взрослых. | |||
13. | «Петр Первый» –
В. Петров, 1937, 96 мин. |
Конец XVII — начало XVIII столетия. Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед и дворцовых переворотов, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней.О жизни, государственной и военной деятельности Петра Первого — первого российского императора — рассказывает этот фильм. | |||
14. | «Подранки» –
Н. Губенко, 1976, 93 мин. |
Печаль и радость, вера и отчаянье тесно переплетаются в сознании писателя Алексея Бертенева, когда память возвращает его в детство. А детство этого поколения было нелегким — оно пришлось на суровые годы войны. | |||
15. | «Республика Шкид» – Г. Полока, 1966,103 мин. |
1920 годы. Послереволюционный беспредел. «Трепещите, халдеи!» — по улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают и направляют в детские приюты. В одном из них — школе имени Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим «приютом комедиантов» управляет директор, не потерявший ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научит ребят мужскому достоинству, поможет не раствориться в беге смутного времени… | |||
16. | «Судьба человека» – С. Бондарчук, 1959, 97 мин. |
Фильм рассказывает о русском солдате, которого война подвергла страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух — он выжил, отстоял своё право быть человеком, сохранил способность любить… | |||
17. | «Чапаев» –
Г. Васильев, С. Васильев, 1934, 93 мин. |
Василий Иванович Чапаев, командир 25-ой дивизии Красной армии, готовится к решающему сражению с отборными частями каппелевцев, возглавляемых опытным кадровым офицером, полковником Бороздиным. Партия присылает ему на помощь Дмитрия Фурманова, молодого, но образованного и умного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу романа и фильма, обессмертившего имя Чапаева в памяти советских граждан. | |||
18. | «Чучело» –
Р. Быков, 1983, 127 мин. |
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом», заставит вас на многое взглянуть другими глазами. | |||
19. | «Щит и меч» –
В. Басов, 1968, 191 мин. |
Великая Отечественная война. Советский разведчик за несколько лет службы в абвере завоевывает расположение немецкого военного командования. Перевод в СС обеспечивает ему доступ к ценнейшей секретной информации… | |||
20. | «Садко» –
А. Птушко, 1952, 90 мин. |
После долгих странствий по свету Садко — гусляр и купец — возвращается домой, в Великий Новгород. Может быть, здесь он найдет свое счастье?! Фильм снят по мотивам онежских былин. | |||
21. | «Адмирал Ушаков» –
Михаил Ромм, 1953. 108 мин. |
Историко-биографический фильм о создании в 1779 году русского флота на Черном море под руководством великого русского флотоводца и патриота России — Федора Ушакова (1744-1817). | |||
22. | «Александр Невский» – С. Эйзенштейн, 1938,
111 мин. |
На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве. | |||
23. | «Айболит-66» –
Р. Быков, 1966, 99 мин.
|
Эксцентрическая музыкальная комедия по мотивам известной сказки К. И. Чуковского. Этот яркий остроумный фильм весело и ненавязчиво рассказывает о добре и зле, о справедливости и настоящей дружбе, рассказывает не только детям, но и взрослым. | |||
24. | «Илья Муромец» –
А. Птушко, 1956, 93 мин. |
Защитник Руси, богатырь Илья Муромец по навету бояр попадает в княжеское подземелье. Но когда на родную землю вновь приходит беда, вынужден князь идти на поклон Муромцу и друзьям его — Алеше Поповичу и Добрыне Никитичу… | |||
25. | «Адмирал Нахимов» –
В. Пудовкин, 1946, 93 мин. |
Россия. 1853 год. После победы русского флота под командованием адмирала Нахимова над турками создается мощная антирусская коалиция. Душой Севастополя вновь становится Нахимов… | |||
26. | «Корабли штурмуют бастионы» – М. Ромм, 1953, 94 мин. | Второй фильм кинодилогии об адмирале Ушакове. Историко-биографический фильм о прославленном русском флотоводце. Франция начинает захватнические войны. Русские и союзные войска, освобождающие Италию, возглавляет А. В. Суворов. Победу в крепости Корфу обеспечивает операция адмирала Ушакова. | |||
27. | «Живые и мертвые» –
А. Столпер, 1963, 100 мин. |
Драма по одноименному роману К. Симонова. Один из лучших фильмов о войне. Это действительно «о сорок первом страшном и героическом годе», как сказано в первом кадре картины. Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года. | |||
28. | «Радуга» –
М. Донской, 1943, 87 мин. |
Фильм поставлен по одноименной повести Ванды Василевской и рассказывает о героической борьбе советских патриотов, жителей украинского села Нова Лебедивка, против гитлеровских оккупантов. | |||
29. | «Смелые люди» –
К. Юдин, 1950, 104 мин. |
Перед началом Великой Отечественной войны Василий Говорухин воспитал преданного друга — лихого коня Буяна. Тренер Белецкий сомневается в достоинствах Буяна. Начинается война, и становится ясно, что Белецкий — немецкий шпион. Когда работники совхоза организуют партизанский отряд, Говорухин и его конь демонстрируют чудеса ловкости и храбрости. | |||
Рекомендовано для учащихся 9 — 11 классов |
|||||
1. | «А если это любовь?» – Ю. Райзман, 1961,
102 мин. |
Десятиклассники Ксеня и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых — в первую очередь педагогов. Сумеют ли юные герои сохранить свою любовь? | |||
2. | «Вам и не снилось» —
И. Фрэз, 1980, 86 мин. |
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви… | |||
3. | «Баллада о солдате» –
Г. Чухрай, 1959, 89 мин. |
Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. Командование собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему отпуск, чтобы повидаться с мамой. Путь домой оказывается долог и непрост. | |||
4. | «Белорусский вокзал» –
А. Смирнов, 1970, 95 мин. |
Герои фильма расстались на Белорусском вокзале летом 1945-го. Спустя четверть века они встречаются на похоронах боевого товарища. В их душах с новой силой оживает пережитое. Время не властно над их памятью: ветераны сохранили верность фронтовой дружбе, способность жертвовать собой, неистребимую любовь к жизни. | |||
5. | «Сорок первый» –
Г. Чухрай, 1956, 93 мин. |
Годы гражданской войны. По белым пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, когда они один на один останутся в пространстве песка, неба, моря и сложных чувств… | |||
6. | «Сказка странствий» –
А. Митта, 1982,. 101 мин.
|
Два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и, наконец, встречается с братом. Но оказывается, что найти — еще не значит спасти…
Комментарии: Притча о душе человека, которая странствует по жизни, поддаваясь и борясь с пороками, бедами и находя в себе силы, несмотря ни на что, помогать тем, кто слабее идти дальше. Фильм о спасении, о верности и вере. Ключевые образы. В образах двух центральных персонажей воплощаются три способа бытия — познание (Орландо), действенное сострадание (Марта) и эгоизм, жажда наживы (герой Дурова). В сценарии прямая отсылка к «Снежной Королеве» Андерсена. Орландо — душа, искатель, несовершенный святой; Марта — идея, идеал, движитель, безликий ангел. На стороне разума и логики — десятки открытий, подчас гениальных, предвосхищающих время. На другой чаше весов непреклонная решимость, готовность любой ценой спасти дорогого и близкого человека. Дух сострадания правит разумом, и, в конечном итоге, побеждает. В фильме достаточно просто через совсем прозрачные аллегории выражено вся мотивация человеческой жизни и все проявление человеческой натуры — как в светлых (любовь, верность, семейные ценности, самопожертвование и желание помочь ближнему несмотря на цену, которую придется заплатить, и самое выразительное — способность мечтать и хранить верность своей мечте), так и в самых низменных ее проявлениях (алчность, предательство, глупость и упоение собственной безнаказанностью). Тема полёта в музыке и фильме — особая, многозначная. Сначала это просто действо, «икаровы крылья», путь свободы, новая грань возможного. Затем в контексте «мир — ограничен, ты — безграничен». Буквально каждый эпизод — метафора, наполненная философским смыслом в масштабах всего человечества. Чего только стоит сцена, когда ради спасения жизни детей (вечная тема Достоевского — цена одной слезы ребенка), гибнут все собиравшиеся годами «великие» идеи бродячего философа, лекаря и поэта. |
|||
7. | «Вий» –
Г. Кропачев, К. Ершов, 1967, 77 мин. |
|
|||
8. | «Живые и мертвые» –
А. Столпер, 1963, 201 мин. |
Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года. | |||
9. | «Тень» –
1971, 91 мин. |
Cмешная и мудрая история о борьбе умного и доброго Ученого с его темной ипостасью — Тенью. Победу в этой борьбе не может одержать ни Светлое, ни Темное, отчего история становится лишь более правдивой и жизненной.
Комментарии: Сколько бы ни прошло лет, сколько бы ни сменилось поколений, этот фильм всегда будет вечен! Потому что добро — не умирает! Да, он не блещет спецэффектами, нет в нем компьютерной графики, неизвестных существ и бойни, но в этом-то и прелесть! Этот фильм так искренен, как только может быть искренен маленький ребёнок. В исходной сказке Андерсена финал заканчивается смертью ученого, счастливого конца нет. Кинокартина является первой экранизацией пьесы Шварца с момента создания в 1940 году. Сатирическая сказка с элементами мистики. Режиссер Надежда Кошеверова создала замечательную архаику в фильме — тут сознательно перемешаны люди и куклы, карнавал и маски, отличная пантомима Даля-Тени. Ведь мим, например, — это лицедей-участник древнейших религиозно-культовых мистерий. Есть даже Ученый-жертва… Именно мистерией-сказкой определяются картинно-кукольные декорации фильма, чего не поняли ни Даль, ни Козаков. Режиссер уловила тысячи оттенков и полутонов пьесы Шварца. Поэтому фильм и завораживает — каждое слово, жест, действие на своем месте. |
|||
10. | «Ключ без права передачи» –
Д. Асанова, 1976, 99 мин. |
Кирилл Алексеевич, отставной армейский офицер, становится директором школы. Привыкший к строгости и распорядку дня, он сталкивается с беспорядочной суетой повседневной школьной жизни. Нелегко найти понимание с детьми и учителями, особенно с любимицей студентов — Мариной Максимовой, преподавателем литературы. Однако Марина немало удивляется, обнаружив в «придирчивом» Назарове проницательность, тактичность и опыт преподавателя. | |||
11. | «Летят журавли» –
М. Калатозов, 1957, 97 мин. |
Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание… В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда… | |||
12. | «Всадник без головы» –
В. Вайншток, 1973, 100 мин. |
В середине XIX века, после кровопролитной войны с Мексикой, американцы начали покорение огромной территории Техаса. У нового владельца гасиенды Каса-дель-Корво дела идут далеко не блестяще. К тому же происходит страшное событие: бесследно исчезает его сын. Подозрение в убийстве падает на молодого мустангера Мориса Джеральда, в которого влюблена дочь хозяина. Когда кажется, что казнь неминуема, внезапно появляется главный свидетель преступления… | |||
13. | «Белое солнце пустыни» –
В. Мотыль, 1969, 84 мин. |
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою… | |||
14. | «Берегись автомобиля» – Э. Рязанов, 1966,
94 мин. |
Эта удивительная история вполне может считаться фантастической. Скромный и застенчивый страховой агент, актер самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, для правосудия, представляемого актером того же театра, а в миру — следователем Подберезовиковым, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником… | |||
15. | «Отец солдата» —
Р. Чхеидзе, 1965, 87 мин. |
Противоестественность войны для человека — труженика, созидателя — показана на примере судьбы старого крестьянина-виноградаря из Грузии. Георгий Махарашвили едет повидаться с сыном, который ранен и находится в госпитале. Но пока отец добирается до места назначения, сын снова отправляется на фронт. Однако Георгий уже не может вернуться в родную деревню. Он вместе с советской армией проходит весь ее путь — путь до Берлина, до Победы над фашизмом. | |||
16. | «Обыкновенный фашизм» – М. Ромм, 1966, 130 мин.
|
«Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять…» | |||
17. | «Они сражались за Родину» – С. Бондарчук, 1975,
160 мин. |
Июль 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери… Фильм рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы… | |||
18. | «Освобождение» –
Ю. Озеров, 5 фильмов |
1. «Огненная дуга», 19682. «Прорыв», 19693. «Направление главного удара», 19704. «Битва за Берлин», 19715. «Последний штурм», 1971 |
|||
19. | «Тегеран – 43» – | Во время тегеранской конференции готовится убийство руководителей держав-противников Германии во Второй Мировой войне — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Но основное действие фильма происходит в наши дни. Бывшие непосредственные участники событий — и даже их дети — как бы заново переживают минувшее, но не для всех эти воспоминания заканчиваются благополучно.
|
|||
20. | «Война и мир» –
С. Бондарчук, 1965-1967, 6 ч. 13 мин. |
Эпическое кинополотно известнейшего советского кинорежиссера Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого «Война и мир», с участием всех звезд советского кинематографа… | |||
21. | «Овод» (3 серии) –
Н. Мащенко, 1980, 210 мин. |
Середина 19 века. В оккупированной австрийскими войсками Италии действуют силы сопротивления. Внутри этих событий — история человека, превратившегося из чистого восторженного юноши в непримиримого борца за независимость, легендарного и неуловимого Овода… | |||
22. | «Восхождение» –
Л. Шепитько, 1976, 106 мин. |
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа. | |||
23. | «Гамлет» –
Г. Козинцев, 1964, 144 мин. |
2-х серийный художественный фильм по одноименной трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет».
Комментарии: Фильм собран усилиями настоящих мастеров своего дела: музыка -Дмитрия Шостаковича, блестящее актерское исполнение, главной роли — Иннокентий Смоктуновский. К своему фильму Григорий Козинцев пристально изучал историю шекспировских постановок, и в частности «Гамлета». Квинтэссенцией его огромной работы стало несколько книг, главная из которых — «Наш современник Вильям Шекспир». Практически не измененные тексты Шекспира в переводе Бориса Пастернака, плюс черно-белая тональность картины подчеркивает всю трагичность истории. Фильм не дает ответа на вопрос «быть или не быть», этот ответ появляется после просмотра фильма и у каждого свой! Режиссер говорит со зрителем на доступном языке, с открытостью мотивов, следуя лучшему из пьесы, при этом, оставляя ряд вопросов, ответить на которые каждый должен сам. Любил ли Гамлет Офелию? Знала ли Гертруда об убийстве мужа? О чем известно Полонию?.. Григорий Козинцев подобен скрипачу-виртуозу, справляющемуся с несколькими задачами одновременно. Фильм заканчивается долгим кадром. Тем самым, с которого начинался. Конец встроен в начало, и чтобы расколоть этот круг, нужно до основания расколоть замок Эльсинор, скалы на которых он стоит и море у подножия этих скал. А до тех пор все будет повторяться снова и снова, лишь биться за правду будет уже кто-то другой. |
|||
24. | «Обыкновенное чудо»
(2 серии) – М. Захаров, 1978, 137 мин. |
Пришло время — волшебник женился, остепенился, занялся хозяйством. Но однажды, встретив в лесу медведя, все-таки не вытерпел: взял и превратил его в прекрасного юношу, поставив условие, что тот снова станет медведем, если его поцелует принцесса… | |||
25. | «Доживем до понедельника» – С. Ростоцкий, 1968,106 мин. |
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения. | |||
26. | «Человек амфибия» –
Г. Казанский, 1961, 92 мин. |
Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приемного сына ученый, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше…
|
|||
27. | «Звезда» –
Н. Лебедев, 2002, 97 мин. |
Лето 1944 года, Красная Армия ведет бои на подступах к западной границе СССР. В тыл врага отправляется группа разведчиков, молодых ребят. Их позывные — «Звезда». Они должны выполнить задание, от которого зависит судьба фронта. И они выполняют его, но цена этого задания оказывается слишком дорогой. Полный напряжения и драматизма, фильм заставляет вспомнить, кто победил в этой войне. | |||
28. | «Иван Грозный»
(2 серии) – С. Эйзенштейн, 1944-1946, 95 мин. |
Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, — о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный. | |||
29. | «Иваново детство» –
А. Тарковский, 1962, 96 мин. |
…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Комментарии: Андрей Тарковский напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта. И это не только принципиальная смена названия первоисточника, но и решительное переосмысление всей концепции, что имело в своей основе подспудную ориентацию постановщика на стихи его отца, Арсения Тарковского, которые будут цитироваться. И как всякий большой поэт, Андрей Тарковский преображал в кино реальный мир. В одном из эпизодов Иван, придя из разведки, раскладывает на столе какие-то зёрна, стебли травы, листья. Оказывается, что с их помощью он запоминал количество вражеских танков и пушек — то есть жестоких предметов войны. Алогизм войны (это акцентируется на всём протяжении действия) искажает даже смысл простых вещей, заставляет их означать что-то противоестественное. В другое время эти травы и листья были бы обыкновенным гербарием. Война превращает их в «гербарий оружия», а собирание подобного гербария — в опасное для жизни занятие. Близка к символической сцена детской игры Ивана в блиндаже — и здесь тоже важную роль начинают играть детали. Рассматривая репродукции гравюр Альбрехта Дюрера, он сам наполняется ненавистью. Для Ивана всё немецкое — это чужое, вражеское. Надпись на стене тоже призывает к мести. И, наконец, мундир — как живой фашист, которого он хочет судить. Игра в войну даёт Ивану возможность хоть как-то избавиться от нереализованного гнева. Во всех фильмах Тарковского присутствует дождь, который связан с памятью или с детством, как в финале «Иванова детства». Хотя в этой картине нет детства как такового. Оно попрано, искажено, изуродовано войной. Детство — лишь мечта о потерянной гармонии, о том, что не сбылось и чему уже не суждено сбыться. Даже в посмертном сне Ивана чёрное обуглившееся дерево (и это — развитие мотива огня и пожара) закрывает экран. Обрывается бег по песчаному берегу реки — обрывается детство. Здесь (как впоследствии и в «Зеркале») Андрей Тарковский говорит от имени довоенного поколения, на долю которого выпали слишком ранние утраты и страдания. |
|||
30. | «Иди и смотри» –
Э. Климов, 1985, 136 мин. |
Картина основана на документальных фактах и обращается к «Хатынской повести» Адамовича. Авторами выбрано именно то место и те события, которые стали символом народной беды и страдания. Флера — шестнадцатилетний мальчишка, откопавший среди обрывков колючей проволоки, ржавых пулеметных лент и простреленных касок карабин, и отправившийся в лес к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится взрослым, пугающе взрослым и даже — старым. Война исказила когда-то нежные, детские черты и превратила их в старческие морщины. | |||
31. | «Оглянись!» –
А. Манасарова, 1983, 88 мин. |
Похоронив мужа, женщина остается одна с сыном-подростком. Но он помнит все нанесенные ею обиды и теперь методично мстит и матери и всем, кто оказывается рядом… | |||
32. | «Десять негритят» –
С. Говорухин, 1987, 130 мин. |
Десять человек приглашены на Негритянский остров под разными предлогами. Оказавшись в замке, каждый слышит записанный на пластинку смертный приговор. На столе — черные фигурки негритят, в каждой спальне — стишок на стене. «Десять негритят решили пообедать, один из них вдруг поперхнулся, и их осталось девять». Умирает человек — исчезает фигурка негритенка… | |||
33. | «Курьер» –
К. Шахназаров, 1986, 88 мин. |
Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие — порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное… | |||
34. | «Тарас Бульба» –
В. Бортко, 2009, 131 мин. |
По мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой. В самом центре политических интриг оказалась семья уважаемого казака Тараса Бульбы, переживающего глубокую личную драму. Его сын Андрий полюбил польскую аристократку и хочет бежать из Сечи. Раздираемый чувством и долгом Тарас объявляет сыну последнюю родительскую волю… | |||
35. | «Орда» –
А. Прошкин, 2011, 129 мин. |
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Интересные факты о съемках фильма: Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату. Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок. В одном из интервью Максим Суханов (митрополит Алексий) как- то сказал: «Орда существует внутри каждого человека», имея в виду то негативное, что скрывается за этим понятием для русского человека. Можно сказать, что фильм «Орда» тоже для каждого свой. Что для русского человека Орда? Прежде всего, некое внешнее насилие, неестественное состояние, навязанное чужаками. У режиссера Прошкина, пожалуй, наоборот, Орда — это причина наших бед, нашей слабости. Каждый из эпизодов ведет себя предельно естественно, всегда борется за историческую аккуратность и элементарное жизненное правдоподобие. Для Прошкина и Суханова конфликты и баталии разворачиваются на кровопролитном фронте души. Здесь, а не вовне, главные потери, ослепления и прозрения. И «орда» ведет бой внутри человека, заполоняя темным «игом» все большие пространства. Но, по Арабову, в самом зле заложено взрывное устройство, механика самоуничтожения. И силы нужны нечеловеческие, чтобы эту механику «очеловечить». В этом — посыл картины. |
|||
36. | «Кин-дза-за» –
Г. Данелия, 1986, 135 мин. |
Прораб Владимир Николаевич Машков и не подозревал, что обычный путь до универсама за хлебом и макаронами обернется межгалактическими путешествиями. А все эта встреча со студентом в кроличьей шапке с большой сумкой и с каким-то маленьким устройством — «машинкой перемещения», как он ее сам называл. Короче, нажал на кнопку — и оказался вместе с молодым человеком в пустыне, и не в каких-нибудь Каракумах, а на планете-пустыне Плюк в тентуре, галактика Кин-дза-дза в спирали…Комментарии: Этот наш ответ «Звёздным войнам» — совершенно библейская история, которая своей простотой, очевидно, превосходит весь пафос голливудской фантастики. Фильм поднимает огромное количество тем, одна из которых — деньги, их власть над людьми. Что является мерилом богатства? Кто бы мог подумать, что на другой планете индикатором роскоши служит спичка? Коробок в советское время стоил 1 копейку, дешевле не стоило ничего. А здесь гравицапа (деталь от космического корабля) стоит полспички. А чатлы, деньги на Плюке, на Земле всего лишь кусок керамики, как во сне Скрипача. Выходит, наши представления о ценности вещей придуманы обществом и по-настоящему ничего не значат. Это фильм-карикатура на людские пороки, которые оказываются везде одинаковыми, неважно Плюк это или Земля. Плюканам также не чужды лень и высокомерие. Этот фильм и есть то самое кривое зеркало, в котором отражены мы сами. |
|||
37. | «Настя» –
Г. Данелия, 1993, 89 мин. |
Скромная продавщица из магазина канцелярских принадлежностей мечтает о счастье. Мечта — это единственная возможность для девушки быть счастливой, ибо она не красавица и осознает это. Однако происходит чудо: по воле доброй волшебницы ничем внешне не примечательная девушка превращается в красавицу. Но оказывается, что внутренняя красота важнее…
|
|||
38. | «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» – Н. Михалков, 1979,
143 мин. |
В 19 веке русские помещики жили скучно и праздно. Трудно им было найти свое место в жизни, реализовать себя как личность. Вот и главный герой фильма Илья Ильич Обломов — не хотел трудиться лишь ради приумножения своего богатства, поскольку не видел в этом для себя высокой цели. Лежа на диване и предаваясь «философским» размышлениям о смысле жизни, Обломов многое упустил в этой жизни, в том числе и свою любовь — Ольгу. Отчаявшись достучаться до его сердца, она вышла замуж за его друга Штольца. | |||
39. | «Собачье сердце» –
В. Бортко, 1988, 136 мин. |
Профессор Преображенский ставит смелые опыты, пытаясь превратить собаку Шарика в равного себе во всем человека. В результате получается некто Шариков. К сожалению, опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой. | |||
40. | «Тихий Дон» –
С. Герасимов, 1957-1958, 5ч. 50 мин. |
Бессмертный роман Михаила Шолохова, отмеченный Нобелевской премией и вошедший в число наиболее ярких произведений мировой литературы, рассказывает о трагической ситуации, сложившейся в России в начале ХХ века, о сломанных Первой мировой войной и революцией судьбах людей, о крушении устоев и идеалов донского казачества, о личной трагедии главного героя — Григория Мелехова. | |||
41. | «Холодное лето пятьдесят третьего» –
А. Прошкин, 1987, 102 мин. |
Двое бывших политзаключённых, недавно вышедших из лагеря, вступают в схватку с бандой амнистированных уголовников. Победу приходится оплатить дорогой ценой. Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически. Время действия — 1953 год, страна на пороге больших перемен… | |||
42. | «Бегство мистера Мак-Кинли» – М. Швейцер, 1975, 161 мин.
|
Главный герой фильма (Мак-Кинли) — маленький человек, клерк в одном из рекламных бюро — очень любит детей (заочно) и мечтает завести кучу собственных детишек. Завести детей ему мешает комплекс собственной неполноценности, ощущаемый героем как страх перед ядерной войной и мировой катастрофой. Мак-Кинли стремится убежать и от окружающего мира и от самого себя (несмотря на наличие хорошенькой женщины рядом, давно строящей на него планы). |
|||
43. | «Брестская крепость» –
А. Котт, 2010, 131 мин. |
Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трёх очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Гавриловым, комиссаром Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Андреем Кижеватовым. | |||
44. | «Трясина» –
Г. Чухрай, 1978, 132 мин. |
Простая русская женщина потеряла на фронте мужа, затем пропал без вести старший сын. Младшего она решает спрятать до конца войны на чердаке. Но оказывается, что спасая сына, она обрекает его на духовную гибель, а себя — на муки совести. Частная история о матери дезертира вырастает до эпических масштабов… | |||
45. | «Сто дней после детства» –
С. Соловьев, 1975, 94 мин. |
Это лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно стало последним летом детства. Оно одарило Митю дружбой с прекрасным человеком, который открыл подростку величие искусства. А главное — он узнал радость и горечь первой любви… | |||
46. | «Бег» – А. Алов, В. Наумов, 1970, 196 мин. | Двадцатый год. Гражданская война близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» революции. В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. | |||
47. | «12 стульев» –
Л. Гайдай, 1971, 153 мин. |
Во время революции и последовавшего за ней краткого периода военного коммунизма многие прятали свои ценности как можно надежнее. И вот Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший Старгородский предводитель дворянства и светский лев, а ныне — скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тещи, что некогда она спрятала свои бриллианты и жемчуга в общей сложности на 150 000 золотых рублей под обивку одного из двенадцати стульев гостиного гарнитура работы известного мастера Гамбса. | |||
48. | «В огне брода нет» – Г. Панфилов, 1968,95 мин. |
В санитарном поезде, вывозящем раненых с фронтов гражданской войны, работает медсестрой комсомолка Таня Теткина. Совсем юная, застенчивая девушка искренне и самоотверженно предана своему делу. Она далеко не все еще понимает из происходящего вокруг, многое лишь смутно ощущает, пытаясь выразить это своими рисунками и отношением к близким людям, которых она находит и теряет в эти трудные дни. | |||
49. | «Дворянское гнездо» – А. Кончаловский, 1969, 111 мин. | По одноименному роману И.С. Тургенева. Дворянин Лаврецкий возвращается из-за границы в Россию, в свое «родовое гнездо», где его всегда ждут и по-прежнему любят. | |||
50. | «Солярис» –
А. Тарковский, 1972, 169 мин. |
На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой. | |||
51. | «Крылья» –
Л. Шепитько, 1966, 86 мин. |
Давно окончилась война, но для героини фильма, бывшей летчицы, только те годы и были наполнены подлинным смыслом. Она глубоко переживает разлад с действительностью, отсутствие контакта с дочерью. Ей никак не удается приспособиться к этой мирной, обыденной жизни, в ней не гаснет пронзительное желание летать… | |||
52. | «Молодая гвардия» –
С. Герасимов, 1948, 187 мин. |
Фильм рассказывает о событиях 1942, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники создают подпольную организацию и начинают свою борьбу: распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные флаги. | |||
53. | «Начало» –
Г. Панфилов, 1970, 86 мин. |
Девушка из провинциального русского городка мечтает стать актрисой, а пока самозабвенно играет Бабу Ягу в городском клубе. Вот там-то и находит ее режиссер, который намерен снять фильм о Жанне д`Арк. Сбывается мечта: ее приглашают на главную роль, и у нее начинается совсем другая жизнь, полная настоящих творческих мук и озарений. | |||
54. | «Охота на лис» –
В. Абдрашитов, 1980, 97 мин. |
Два юнца избили рабочего и были справедливо наказаны: один получил условный срок, а другой попал в колонию. Но потерпевшего не покидает мысль о том, как теперь сложится судьба подростков. Он начинает регулярно ездить на свидания с заключенным в надежде достучаться до его сердца… | |||
55. | «Проверка на дорогах» – А. Герман, 1972,
97 мин. |
Зима 1942 года. В одной из северо-западных областей России, оккупированной фашистами, действует партизанский отряд лейтенанта Ивана Локоткова, в прошлом — сельского милиционера. Отряд кормить нечем: в округе — одни сожженные деревни и каратели. Командир принимает решение захватить фашистский эшелон с продовольствием на узловой станции, где охраняется каждый метр. Провести операцию берется раскаявшийся полицай Лазарев, которого немцы знают в лицо. Но можно ли ему довериться?.. |
|||
56. | «Путевка в жизнь» –
Н. Экк, 1931, 105 мин. |
1923 год. В стране идет борьба с голодом, разрухой. Десятки тысяч осиротевших, беспризорных детей скитаются по дорогам. Создается трудовая коммуна, в которой их должны собрать и перевоспитать… | |||
57. | «Утомленные солнцем» – Н. Михалков, 1994, 151 мин. | Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи. Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда. |
|||
58. | «Дама с собачкой» –
И. Хейфиц, 1960, 83 мин. |
По одноименному рассказу А.П. Чехова. Случайное знакомство на отдыхе в Ялте Гурова и Анны Сергеевны перерастает в глубокое чувство. Их общение вдали от дома открывает перед обоими новый мир, полный иллюзорных надежд на совместное будущее. Но он женат, и у неё своя семья… | |||
59. | «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» –
Л. Кулешов, 1924, 63 мин. |
Американский буржуа мистер Вест едет в Советский Союз. Родные и близкие Веста всячески стараются отговорить его от поездки, считая, что он подвергает себя огромному риску: ведь американская пресса пестрит описанием «ужасов», творящихся в СССР. Для безопасности Вест берёт с собой телохранителя — ковбоя Джедди. Увы, предпринятые американцем меры предосторожности не спасают его от необыкновенных приключений. Ведь он попадает в советскую Москву 1920-х годов… |